ПОТАПОВА НАТАЛЬЯ
Как ни странно, мое знакомство с ушу началось вовсе не с упоения от просмотра фильмов с участием Джеки Чана и Брюса Ли. Началось оно с большого интереса к монахам-воинам (кит.: ?усэн?, где ?у? – ?военный?, а ?сэн? – ?буддийский монах?) и Шаолиньскому монастырю, который, как я позже узнала, как раз и является одной из колыбелей китайского ушу. Вот почему мое первое путешествие по Китаю во время стажировки в Пекинском педагогическом университете в далеком 2001 г. составила поездка по городам провинции Хэнань, и, конечно же, главной целью было именно посещение Шаолиньского монастыря в горах Суншань.
Помню, что перед поездкой я решила хорошенько подготовиться, чтобы не только ?поразить? местное население своим знанием китайского языка, но и, как говориться, ?быть в теме?.
Среди множества секретов, которые таит в себе удивительная Китайская цивилизация, один из вызывающих у иностранцев наибольшее любопытство, почтение и даже смешанное со страхом преклонение – это китайские боевые искусства. Ушу занимает среди них центральное место и, бесспорно, выступает важнейшим компонентом культурного наследия Китая, обладая богатым содержанием, которое было пронесено через многие века. Если поначалу ушу воспринималось как необходимая способность для выживания в многочисленных войнах и политических раздорах, то сейчас ушу представляет собой хорошо организованное и систематизированное направление программы обучения китайскому сценическому мастерству, а также один из наиболее популярных видов спорта, доступных для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Если коснуться философского аспекта, то в истории ушу можно проследить долгий и сложный процесс трансформации от активной практики боя к высокому умению, которое практикуется как комплексный метод самолечения, самосовершенствования и самозащиты, а также как моральная дисциплина и даже путь к просветлению сознания. На протяжении многовековой истории своего существования комплексы упражнений и приемов (кит.: ?таолу?) неоднократно меняли свои названия; варьировались движения, позиции и стойки, но направленность и основные принципы оставались неизменными. Как сказал один китайский мастер–ушуист, ушу – это не просто искусство кулачного боя, а традиционная китайская система комплексного самосовершенствования, которая оказывает разностороннее воздействие на организм и в которой равное место отведено развитию физической, духовной и энергетической составляющих личности.
|