Автор: Евгений Загребнов
Неделю назад в индийском штате Гоа завершился 8-й саммит лидеров стран БРИКС. По итогам саммита лидеры стран альянса, в который входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, приняли декларацию из 112 пунктов, определяющую задачи, которые предстоит решить в ближайший год, и задающую вектор эволюции организации на 2017 год. В следующем году Индия передаст председательство в БРИКС Китаю.
Первоначально БРИКС был задуман исключительно как финансовый формат, призванный в первую очередь решать задачи совершенствования глобальной финансовой архитектуры, и позволять странам альянса найти более достойное место в торговых процессах.
Если саммит G20 является механизмом сотрудничества между развитыми и развивающимися странами в управлении глобальной экономикой, то саммит БРИКС считается платформой, способствующей укреплению сотрудничества между развивающимися странами для интеграции в глобальную экономику.
Но со временем саммит БРИКС приобрел и политическую составляющую. Об этом свидетельствует повестка дня, которую обсуждали лидеры стран альянса во время заседания в Гоа. Несмотря на то, что первоначально темой саммита БРИКС были заявлены новые технологии и устойчивое развитие, на первое место в обсуждении глав пяти государств вышли геополитические вопросы: ситуация в Сирии, борьба с терроризмом и противостояние тенденциям гегемонизма в мире. Не обошлось и без обсуждения эффективности работы глобальных политических и финансовых структур, таких, как ООН и МВФ. Все эти вопросы приобретают значительный вес в мировой повестке дня, и они тесно сопряжены с экономикой. Вероятнее всего тенденция на увеличение политической составляющей в повестке дня саммитов БРИКС сохранится.
Декларация саммита БРИКС в Гоа подтвердила стратегическую роль взаимодействия между государствами альянса и доказала необходимость укрепления сотрудничества между ними не только на экономическом, но и на политическом, а также социальном уровне. Пришло время сотрудничества не только между органами власти, но и конкретного взаимодействия между представителями бизнеса, общественными, гражданскими и культурными организациями в рамках БРИКС.
Это подтверждается реальной необходимостью стратегического сотрудничества. Государства БРИКС должны расширять торговые отношения, но для снятия барьеров в торговле им необходимо принять ряд политических решений. Это касается в том числе снятия торговых барьеров, упрощения визовых режимов между ними, а также совершении торговых операций в валютах пяти стран.
Политическим решением можно также назвать и решение глав государств стран БРИКС создать независимое рейтинговое агентство, которое имеет амбициозную цель – конкурировать с тремя крупными западными рейтинговыми агентствами, в настоящий момент контролирующими большую часть глобального рынка рейтингов. Однако это решение также мотивировано экономическими причинами.
По мнению торгового представителя РФ в Индии Ярослава Тарасюка, начавшему недавно работу Новому банку развития БРИКС потребуется привлечение заемных средств, и соответственно, предоставление потенциальным инвесторам информации об уровне принимаемых ими рисков. Собственное рейтинговое агентство помогло бы снизить зависимость банка, также как и стран БРИКС в целом, от западных финансовых и рейтинговых структур, и способствовать обеспечению устойчивого развития этих стран.
Политическая повестка саммитов БРИКС необходима также и для того, чтобы иметь возможность принимать решения по конкретным вопросам, связанным с мировыми проблемами. По сути БРИКС не хватает институционализации. Конечно, излишняя ?бюрократизированность?, конечно, мешала бы странам альянса. Но все же для более слаженного сотрудничества в рамках БРИКС, необходимо иметь орган, который бы собирал информацию и координировал усилия по выполнению конкретных задач. И чем быстрее такой орган будет создан, тем эффективнее будет расширение сотрудничества между странами БРИКС.
|