Надо сказать, что данное заимствование действительно впитывало небывалую жизненную силу в развитие СЭЗ. В свое время распространилось высказывание ?Шэньчжэньская скорость - один этаж здания за 3 дня?, которое считалось наилучшим доказательством.
Вторая проблема - в чем заключаются трудности и риски для СЭЗ?
Введение открытости после тридцатилетней замкнутости привело к тому, что многие подверглись обману, были зарегистирированы многие случаи обманов со стороны иностранных инвесторов и бизнесменов. Однако это не было большой проблемой -- для владения навыками подобные уроки необходимы.
В то время в Китае существовал "твердый и четкий" ответ на вопрос "Что хорошо, что плохо, что правильно, а что – нет?". Для большинства китайцев, нельзя было нарушать правила. Зато СЭЗ изменили такую ситуацию. В этой связи, прежде всего, СЭЗ встретили сомнения на уровне идеологии. "Кроме цвета госфлага, все изменилось в Шэньчжэне". Это самое типичное высказывание того времени.
Зато в представлении Дэн Сяопина все это было безосновательным. До того, как общественность не осознает достигнутые СЭЗ убедительные результаты, лучше не активизировать споры, а сначала приступить к делу. Лишь в 1984 году, когда прошло пять лет с момента создания СЭЗ Шэньчжэня, он приехал в Шэньчжэнь и там четко высказал свою позицию, несмотря на то, что он ее уже имел давно. Речь идет о его надписи в СЭЗ Шэньчжэня: "Развитие и опыт Шэньчжэня доказывают, что политика создания СЭЗ совершенно правильная". Споры, которые раньше считались неизбежными, сами по себе исчезли.
Позитивная оценка и результаты развития вызвали имитационную реакцию. В других местах Китая поднялись требования о введении открытости. С 1984 года постепенно по всей стране сложилась новая обстановка всесторонней открытости в разных формах и на разных уровнях, появились СЭЗ, приморские открытые города, приморские экономически открытые зоны, приречные и континентальные открытые города, пограничные открытые города. В 1993 году общая территориальная площадь местностей, открытых для внешнего мира, в Китае уже достигла 500 тысяч кв. км, в число которых вошли 339 уездов и городков или 320 млн. человек. Последующие за СЭЗ открытые местности не назывались специальными экономическими зонами, зато им были доступны полные или частичные льготы политического или системного уровня.
Когда появились такие многочисленные СЭЗ, по сути, СЭЗ перестали быть специальными. Это было неизбежным и естественным.
|