В предыдущем месяце Китай и Россия подписали долгосрочное соглашение о поставках сырой нефти и кредитах, что привлекло широкое внимание в стране и в мире. СМИ назвали это соглашение ?кредиты в обмен на нефть?. По этому вопросу заведующий Государственным управлением по делам энергетики Чжан Гобао на днях в интервью телеканалу ?Фэнхуан? сказал, что кредит и покупка нефти являются двумя разными вопросами, стоимость нефти, предугадываемая СМИ, также неточна.
17 февраля Китай и Россия подписали ряд соглашений. Согласно этим соглашениям, Китай предоставит российским компаниям ?Роснефть? и ?Транснефть? кредиты в размере 10 млрд. долл. США и 15 млрд. долл. США соответственно. Российская сторона обязуется поставить Китаю 300 млн. тонн нефти в период с 2011 по 2030 годы.
После подписания китайско-российского нефтяного соглашения обе стороны не раскрыли подробностей о нем, что вызвало разнообразные догадки. Некоторые специалисты в этой сфере считают, что Китай будет покупать российскую нефть по цене 73 доллара США за баррель. Также существует мнение, что стоимость нефти составляет примерно 22 доллара США за баррель.
Чжан Гобао сказал, что обе догадки неверны. Стоимость нефти будет соответствовать рыночным ценам. Кредит и покупка нефти являются двумя разными вопросами. Кредит обеспечивается гарантией и будет возвращаться по банковским принципам. ?Нельзя считать эквивалентными 25 млрд. долларов США и деньги на приобретение 300 млн. тонн нефти?, - сказал он.
Чжан Гобао считает, что нынешнее соглашение является справедливым, разумным и взаимовыгодным.
До этого, из-за отсутствия достаточной информации, существовали разногласия по вопросу оценки этих соглашений в сфере энергетики. Генеральный секретарь Китайской ассоциации международных инвестиций в нефтяной отрасли Цуй Синьшэн сказал, что из-за расплывчатости соответствующих пунктов китайско-российского соглашения о поставке нефти ему трудно сделать свою оценку. Он не участвовал в переговорах о стоимости нефти. Но он считает, что из-за отсутствия контрольного права китайская сторона несет более высокие риски, к тому же, перевозка осуществляется из иностранных портов и контроль находится на стороне других стран, так что в этом звене также существует риск.
Также существует мнение, что данные соглашения открывают новую модель крупных правительственных сделок в нефтяной отрасли, что играет положительную роль в долгосрочной стабилизации цен на сырую нефть.
|