По случаю 14-й годовщины со дня обнародования "Основного закона КНР об особом административном районе (ОАР) Сянган", Информационное агентство Синьхуа уполномочено вновь опубликовать важный документ "Одно государство -- два строя".
Концепцию "Одно государство -- два строя" Дэн Сяопин выдвинул 20 лет тому назад на встречах с делегацией сянганских промышленников и коммерсантов, прибывшей с визитом в Пекин, и с видными деятелями Сянгана. На этих встречах он конкретно изложил содержание концепции "одно государство -- два строя", а также границы и критерии политики "Сянганом управляют сянганцы" и определение критерия патриота.
Дэн Сяопин на встречах сказал, что позиция, курс и политика китайского правительства в разрешении сянганского вопроса непоколебимы. Мы не раз заявляли, что после 1997 года, когда китайское правительство возобновит осуществление суверенных прав на Сянган, нынешний социально-экономический строй в Сянгане не изменится, законы останутся в основном теми же, образ жизни будет прежним. Не изменится и статус Сянгана как порто-франко и одного из международных торговых и валютно-финансовых центров. Сянган, как и прежде, будет поддерживать и развивать экономические сношения с разными странами и регионами.
По его словам, наша политика -- "одно государство -- два строя". Конкретно, в континентальной части КНР, где проживает миллиардное население, будет осуществляться социализм, а в остальной части, в Сянгане и на Тайване, -- капитализм.
Он подчеркнул, что долговременная неизменность нашей сянганской политики не скажется отрицательно на социализме в континентальной части страны. Основу в Китае должен составлять социализм. Однако наряду с этим в некоторых районах страны разрешается осуществлять капитализм, например в Сянгане и на Тайване. Открытие ряда городов на континенте, разрешение части зарубежного капитала проникать туда в качестве дополнения к социалистической экономике идет на пользу развития производительных сил социалистического общества. Основой в Китае остается социализм.
Идея "одно государство -- два строя " родилась на основе наших собственных, китайских условий. Перед Китаем стоят сянганская и тайваньская проблемы. Как их разрешить, в чем же здесь выход? Социализму поглотить Тайвань или, скажем, "трем народным принципам" поглотить континент, за что ратует Тайвань? Никому и никого не поглотить. Если мирным путем проблему разрешить нельзя, то остается прибегнуть к силе оружия, а это невыгодно ни той ни другой стороне. Об объединении Родины мечтает вся нация. И если оно не произойдет через сто лет, то произойдет через тысячу. Как решить эту проблему? По-моему, только на основе принципа "одно государство -- два строя".
Дэн Сяопин указал, что пример успешного урегулирования сянганского вопроса, возможно, подскажет что-нибудь полезное для решения многих международных проблем. Применяя принцип "одно государство -- два строя" для разрешения сянганского вопроса, мы не руководствуемся минутной игрой чувств и не занимаемся хитроумными манипуляциями. Мы целиком исходим из реальных условий, полностью принимая во внимание прошлое Сянгана и его нынешнее состояние.
Надо верить, что сянганцы в состоянии управлять Сянганом, сказал Дэн Сяопин. Нельзя больше позволять иностранцам господствовать в Сянгане, этого не допустят и сами сянганцы.
Он подчеркнул, что управление Сянганом самими сянганцами имеет свои границы и критерии. Конкретно, Сянганом должны управлять сянганцы, состоящие в основном из патриотов. Правительство будущего ОАР Сянган будет формироваться главным образом за счет патриотов. Конечно, в состав этого правительства войдут и другие люди, кроме того, можно будет пригласить еще иностранцев в качестве консультантов.
По его словам, кто считается патриотом? Согласно критерию, тот, кто уважает свою нацию, искренне поддерживает Родину в реализации восстановленных суверенных прав на Сянган и не делает ничего в ущерб процветанию и стабильности Сянгана. Всякий, если только он отвечает этим условиям, считается патриотом, независимо от того, во что он верует: в капитализм, в феодализм или даже в рабовладение. Мы не требуем, чтобы все эти люди одобряли социалистический строй в Китае. Нужно только, чтобы они любили свою Родину и Сянган.
(Китайский информационный Интернет-центр. По материалам Агентства Синьхуа) 20/02/2004
Приложение:
Одно государство – два строя
(22 и 23 июня 1984 года)
(Основное содержание беседы с сянганской делегацией промышленников и коммерсантов, прибывшей с визитом в Пекин, а также с Чжун Шиюанем и другими видными деятелями Сянгана.)
Позиция, курс и политика Китайского правительства в разрешении сянганского вопроса непоколебимы. Мы не раз заявляли, что после 1997 года, когда Китайское правительство возобновит осуществление суверенных прав на Сянган, нынешний социально-экономический строй в Сянгане не изменится, законы останутся в основном теми же, образ жизни будет прежним. Не изменится и статус Сянгана как порто-франко и одного из международных торговых и валютно-финансовых центров. Сянган, как и прежде, будет поддерживать и развивать экономические сношения с разными странами и регионами. Кроме того, мы не раз заявляли, что Пекин пошлет только войска, а кадровых работников в правительство Сянганского особого района посылать не будет. Это тоже неизменно. Войска мы пошлем для охраны безопасности страны, а не для вмешательства во внутренние дела Сянгана. Наша политика в отношении Сянгана останется неизменной в течение 50 лет. И мы слова на ветер не бросаем.
Наша политика – ?одно государство – два строя?. Конкретно, в континентальной части КНР, где проживает миллиардное население, будет осуществляться социализм, а в остальной части, в Сянгане и на Тайване, -- капитализм. В последние годы Китай неустанно преодолевает левацкие ошибки, неуклонно исходит из реальной действительности и придерживается делового подхода в разработке политических установок для всех участков работы. За пять с половиной лет это уже дало свои результаты. Благодаря именно этим обстоятельствам мы предложили ?одно государство – два строя? как способ разрешения сянганского и тайваньского вопросов.
О принципе ?одно государство – два строя? мы говорили не раз. Всекитайское Собрание народных представителей уже приняло эту политику. Кое-кто опасается, не изменится ли она. Я говорю: этого не произойдет. Самое главное, решающий фактор – правильна эта политика или нет? Если она неправильна, то изменится. А если верна, то нет. И еще. Китай проводит теперь политику расширения сношений с зарубежными странами и оживления экономики внутри страны. Так кто же в силах изменить эту политику? Изменишь – понизится жизненный уровень 80 процентов китайского населения. А это значит, что мы утратим его доверие. Раз мы на верном пути и народ одобряет нашу политику, то она не изменится.
Долговременная неизменность нашей сянганской политики не скажется отрицательно на социализме в континентальной части страны. Основу в Китае должен составлять социализм. Однако, наряду с этим в некоторых районах страны разрешается осуществлять капитализм, например в Сянгане и на Тайване. Открытие ряда городов на континенте, разрешение части зарубежного капитала проникать туда в качестве дополнения к социалистической экономике идет на пользу развития производительных сил социалистического общества. Так, иностранные инвестиции в Шанхае не означают, разумеется, что весь Шанхай осуществляет капитализм. И не весь Шэньчжэнь осуществляет капитализм, в нем все же социалистический строй. Основой в Китае остается социализм.
Идея ?одно государство – два строя? родилась на основе наших собственных, китайских условий. Но теперь эта идея привлекает внимание за рубежом. Перед Китаем стоят сянганская и тайваньская проблемы. Как их разрешить, в чем же здесь выход? Социализму поглотить Тайвань или, скажем, ?трем народным принципам? поглотить континент, за что ратует Тайвань? Никому и никого не поглотить, Если мирным путем проблему разрешить нельзя, то остается прибегнуть к силе оружия, а это невыгодно ни той ни другой стороне. Об объединении Родины мечтает вся нация. И если оно не произойдет через сто лет, то произойдет через тысячу. Как решить эту проблему? По-моему, только на основе принципа ?одно государство – два строя?. В связи с целым рядом споров, идущих в мире, встает альтернатива: каким путем их разрешать – мирным или немирным? И способ разрешения так или иначе надо найти. Для новых проблем требуются новые решения. Пример успешного урегулирования сянганского вопроса, возможно, подскажет что-нибудь полезное для решения многих международных проблем. Не мешает обратиться к всемирной истории и посмотреть: было ли когда-нибудь правительство, которое разрабатывало такую, как наша, просвещенную политику? Возьмем историю капитализма, западные страны: какая же из них поступала таким образом? Применяя принцип ?одно государство – два строя? для разрешения сянганского вопроса, мы не руководствуемся минутной игрой чувств и не занимаемся хитроумными манипуляциями. Мы целиком исходим из реальных условий, полностью принимая во внимание прошлое Сянгана и его нынешнее состояние.
Надо верить, что сянганские китайцы в состоянии управлять Сянганом. Неверие в способность китайцев управлять Сянганом – проявление психологии, сохранившейся со времен старого колониализма. Более ста лет после опиумной войны иностранцы презрительно смотрели на китайцев и оскорбляли их. С образованием КНР образ Китая изменился. Сегодняшний образ Китая создали не правительство поздних Цинов, не северные милитаристы и не Чан Кайши с сыном. Китай преобразила Китайская Народная Республика. Все сыны и дочери Китая, в каком бы платье они ни ходили и на каких бы позициях ни стояли, по крайней мере гордятся тем, что они относятся к китайской нации. У сянганцев тоже есть чувство такой же национальной гордости. Сянганцы должны быть уверены в том, что они могут управлять Сянганом. Сянган сделали процветающим главным образом сами сянганцы, основную массу которых составляют китайцы. В интеллектуальном отношении китайцы не уступают иностранцам, они не из числа слабоумных. Нельзя все время думать, будто только иностранцы могут справиться с делом. Надо верить в то, что сами мы, китайцы, прекрасно справимся с ним. Утверждение о неуверенности сянганцев не отражает их действительного мнения. Содержание китайско-английских переговоров пока еще не публиковалось, и многие сянганцы не имеют представления о политике Центрального правительства. Однако как только они с нею внимательно ознакомятся, то почувствуют полную уверенность. Наша политика в сянганском вопросе провозглашена премьером Госсовета в докладе о работе правительства на 2-й сессии ВСНП 6-го созыва и принята ею. Это серьезно. И если сейчас все еще будут люди, которые говорят о неуверенности, не доверяя китайской Народной Республике и Китайскому правительству, тогда ни о чем другом не может быть и речи. Мы верим, что сянганцы в состоянии управлять Сянганом. Нельзя больше позволять иностранцам господствовать в Сянгане, этого не допустят и сами сянганцы.
Управление Сянганом самими сянганцами имеет свои границы и критерии. Конкретно, Сянганом должны управлять сянганцы, состоящие в основном из патриотов. Правительство будущего Сянганского особого района будет формироваться главным образом за счет патриотов. Конечно, в состав этого правительства войдут и другие люди, кроме того, можно будет пригласить еще иностранцев в качестве консультантов. Кто считается патриотом? Согласно критерию, тот, кто уважает свою нацию, искренне поддерживает Родину в реализации восстановленных суверенных прав на Сянган и не делает ничего в ущерб процветанию и стабильности Сянгана. Всякий, если только он отвечает этим условиям, считается патриотом, независимо от того, во что он верует: в капитализм, в феодализм или даже в рабовладение. Мы не требуем, чтобы все эти люди одобряли социалистический строй в Китае. Нужно только, чтобы они любили свою Родину и Сянган.
До 1997 года еще 13 лет, и надо уже сейчас приступить к постепенному и надлежащему разрешению вопросов переходного периода. В этот переходный период надлежит, во-первых, избегать крупных потрясений и зигзагов, поддерживать Сянган в состоянии процветания и стабильности; во-вторых, подготовить условия для того, чтобы сянганцы могли успешно принять в свои руки власть. Деятелям различных кругов Сянган предстоит приложить к этому свои силы.
(Китайский информационный Интернет-центр. Источник: "Дэн Сяопин. Избранное", в 3-х тт.)
|